Подготовка к ЕГЭ
02.01.2016Учитель должен сделать для себя практические выводы из этих фактов. Все мы слишком склонны измерять успехи наших учеников их умением непосредственно воспроизвести при проверке или на экзамене пройденные предметы; в то же время мы обыкновенно слишком низко ценим те их знания и способности, которые не выражаются словами. Мальчика, который говорит: «Я знаю ответ, но не умею его сказать», мы ставим на одну доску с тем, который совсем не знает ответа. Но это — большая ошибка. Мы способны отчетливо припоминать лишь незначительную часть того, что испытали в жизни, а между тем все пережитое оказывало влияние на формирование нашего характера и на развитие у нас наклонности судить и поступать определенным образом. Хотя живая память и составляет большое благо для ее обладателя, однако главным продуктом воспитания у большинства мужчин и женщин является более или менее смутное воспоминание о различных предметах, о том, что когда-то приходилось иметь дело с ними, об обстановке, в которой это случилось, о том, где их можно снова найти и как проходила егэ подготовка к егэ. То же самое можно сказать и о профессиональном воспитании. Врач или юрист редко бывают в состоянии сразу дать свое заключение. Они отличаются от остальных людей только тем, что знают, как получить материал для того, чтобы решить вопрос в пять минут или в полчаса, между тем как человек без специальной подготовки совсем неспособен добыть этот материал, так как не знает, в каких книгах и справочных изданиях его искать, или не понимает технических выражений.
Поэтому будьте терпеливы и сочувствуйте тем, кому приходится на экзаменах играть жалкую роль. В течение долгого экзамена, который жизнь заставляет нас держать, может еще случиться, что они окажутся в конце концов в лучшем виде, нежели те, которые легко и гладко воспроизводят заученное; если их интересы глубже и цели более достойны, если их способности к комбинированию выше среднего уровня, то и общий итог их умственной деятельности будет более значителен.
Таковы главные пункты, на которые, по моему мнению, следовало указать вам в беседе о памяти. Для практических целей мы можем свести их к следующему общему положению: искусство припоминать есть искусство мыслить. Прибавим еще вместе с доктором Пикком, что, желая закрепить что-нибудь в своей памяти или в памяти своих учеников, мы должны направлять сознательное усилие не столько на то, чтобы запечапыеть или удержать, сколько на то, чтобы связать новое с чем-нибудь уже известным. А связывать — значит мыслить, и если мы будем внимательно относиться к такому связыванию, то новый предмет наверняка будет легко запоминаться.